Цейтнот как стимулятор подсознательной деятельности

Многие отметили феномен, необъяснимо сжимающий отведенное для конкретной деятельности время. Речь идет о традиционном цейтноте, преодолеть который – мечта всех энергичных людей. Высказанная мысль, пожалуй, требует конкретизации.

Редко запланированная на день деятельность ограничивается единственной задачей. Чаще неотложные дела наслаиваются друг на друга, вызывая раздражение, переходящее в отвлеченные мечты. Если бы вот эта задача отсутствовала, я бы успел… Не будь той сложности, можно было бы… А ведь случается – потаенные мечты сбываются! Пусть иногда.

И что же? Осуществились взлелеянные чаяния о море свободного времени? Увы…. Времени на главные дела по-прежнему не хватает! Всегда найдется помеха, растягивающая запланированный процесс до бесконечности. Закон подлости?

 

Нехватка времени порождена его избытком

 

Скорее закон Паркинсона, в вольном изложении гласящий: работа заполняет отпущенное на нее время. Цейтнот вынуждает максимально сконцентрировать внимание, знания, усилия на достижении цели. Такая концентрация, утомительная по форме, обеспечивает внутренний настрой на неизбежность победы – иначе оправдать приложенные старания просто невозможно.

Исчезнувшее ограничение во времени, снятое благодаря более щадящему планированию, провоцирует расслабленный подход к предстоящему делу. И отшлифованные веками отговорки всегда под рукой: «тише едешь…», «работа не волк…». При таком подходе снижение отдачи от вложенных трудовых затрат практически гарантировано.

Где же выход? Психологи утверждают: разрядить ситуацию поможет искусственно созданный цейтнот. Тот самый, беспощадно изматывавший при максимальной загрузке рабочего дня. В противном случае наше подсознание, самоотверженно избегающее трудовых подвигов, выполнение даже единственной задачи растянет за галактические пределы.

 

Труд без отдыха неэффективен

 

Опыт, накопленный специфической научной дисциплиной, каковой является физиология труда, рекомендует любопытное чередование видов трудовой деятельности. За основу взято школьное расписание, предусматривающее статическое времяпровождение за партой, сменяемое бурной четвертьчасовой переменой. Важный момент – академический час, затраченный на общение с преподавателем, сменяется именно деятельностью, пусть и бестолковой – беготней по коридору. Но не отрешенной расслабленностью!

Здесь главное – принципиальная непохожесть действий. Глубинный смысл подобного чередования заключается в активизации подсознания, которое во время физической работы продолжает поиск не выявленного сознанием решения. Неожиданный результат производит впечатление «озарения», ниспосланного свыше.

FM-Club - клуб московских FM-радиостанций
Яндекс.Метрика