Сертифицированные бриллианты

27 300x199

7 сентября 1997 года состоялась презентация первого в России сертифицированного бриллианта. Это произошло на конференции Германа Кузнецова, тогдашнего руководителя Гохрана России. Кузнецов продемонстрировал собравшимся упакованный в пластик камень и сертификат на него. В некотором роде это была революция: отечественный потребитель, долгие годы лишенный права покупки или продажи бриллианта (за подобные «махинации» в СССР могли запросто дать срок), отныне получал полное право совершать любые сделки с этими благородными камнями. Так подошла к концу эпоха национализации ценностей, начавшаяся еще в далеком 1918 году стараниями коммунистов.

Тем не менее, серьезных перемен потребители не ощутили. Да, бриллианты вошли в общегражданский оборот, однако многие потребители еще не подозревали об этом или же просто не видели смысла в покупке неоправленного драгоценного камня, делая выбор в пользу готовых украшений, которые и прежде были доступны в продаже. Не были готовы к изменениям в законодательстве и продавцы ювелирной продукции, которые не располагали необходимой подготовкой ни для презентации камней покупателям, ни для консультирования их в процессе выбора. Более того, первые бриллианты, предлагаемые российскими продавцами, после учета всевозможных издержек по своей стоимости приближались к цене готовых изделий. В итоге ситуация изменилась слабо: число дилеров было невелико, а предприятия, занятые огранкой бриллиантов, по-прежнему оставались ориентированными на экспорт.

Впрочем, были и те, кто очень быстро оценил все преимущества сертификации. Речь идет о ювелирах, занимающихся созданием изделий в индивидуальном порядке. Сертификаты соответствия позволяли четко задокументировать качество бриллиантов и избежать обмана со стороны продавца, который нередко мог брать характеристики бриллианта буквально «из головы». Таким образом, ювелир мог полностью положиться на документ, прилагающийся к бриллианту, и реализовывать свою продукцию по адекватной цене, не опасаясь невольно обмануть и в конечном счете потерять своих постоянных клиентов. Постепенно вслед за ювелирами покупать сертифицированные бриллианты стали и рядовые потребители.

В ювелирных магазинах нашей страны изделия с бриллиантами часто сопровождаются ярлычками, где содержится некоторая информация о характеристиках камня. Большинство компаний-продавцов заинтересованы в том, чтобы покупатель изучил текст на ярлычке, не заглянув при этом в сертификат. Дело в том, что характеристики, отраженные в ярлычке, заносятся туда сотрудниками магазина, причем основной источник этой информации – договора поставки изделий. Однако ювелиры, создающие изделия, в подавляющем большинстве случаев не определяют качество камней и поступают аналогичным образом: запрашивают характеристики у предыдущего владельца бриллианта. Подобная цепочка обычно длится вплоть до огранщика, и большинство ее «звеньев» верит друг другу на слово. В итоге покупатель не может быть уверен в объективности оценки камня. Если же после покупки бриллианта оказалось, что его характеристики были сильно завышены, то добиться справедливости будет очень непросто: для экспертизы камни выкрепляют, и доказать, что это те же бриллианты, которые были куплены в магазине, слишком трудно. Сертификат позволяет избежать подобных проблем, в чем и заключается его несомненное преимущество.

И все же, несмотря на очевидные плюсы, отечественный рынок сертифицированных бриллиантов обнаружил некоторые недостатки. Главным образом это касается нежелания потребителя покупать камни с посредственными характеристиками чистоты и цвета. Подавляющее большинство посетителей ювелирных салонов нацелены на приобретение бриллиантов от 1/1 до 3/3, которые в природе очень редки. В итоге нередки ситуации, когда камень, оцененный как 3/3 на деле оказывается 5/6 (Следует сказать, что бриллиантов с высокими характеристиками значительно больше среди несертифицированной продукции – так продавцы стремятся подстроиться под интересы потребителей). Самое интересное, что человеческий глаз не в состоянии отличить разницу между камнями этих групп, и стремление приобрести лучший бриллиант относится скорее к вопросам менталитета. Для сравнения: отечественный камень 6/6 получит на Западе оценку H/SI1 и отнюдь не будет пылиться на витрине ювелирного магазина. Возможно, отчасти дело в том, что зарубежные шкалы чистоты и цвета не нумерические, а буквенные.

Спрос на сертифицированные бриллианты в последнее время заметно увеличился. Покупатели все чаще обращаются в магазины в поисках сертифицированной продукции, дилеров, занимающихся реализацией таких бриллиантов, становится все больше, равно как и сертифицированных камней, а огранщики все больше прислушиваются к потребностям внутреннего рынка страны.

Трудно переоценить значение сертификатов для современного рынка. Сертификат не только несет функцию защиты прав потребителей, но и обеспечивает безопасность добросовестных торговцев в условиях недобросовестной конкуренции. Сертификат относится к разряду независимых документов – то есть выданных не сотрудниками компании-продавца, а независимыми специалистами или лабораториями, не заинтересованными в результатах экспертизы. Именно сертификат следует запрашивать у продавца в первую очередь.

В большинстве стран с развитыми потребительскими рынками (например, США) процедура сертификации составляет неотъемлемую часть торговли бриллиантами. Таким образом продавцы убивают сразу двух зайцев: располагают к себе покупателя и предупреждают судебные тяжбы, которые могут возникнуть как следствие неправильного определения качества бриллианта продавцом. Сертификация крупных – от 0,5 карата – камней для таких рынков уже давно получила статус обязательной, хотя теоретически она носит добровольный характер. То же касается и более мелких бриллиантов с высокими показателями качества. Сертификат в нашей стране играет решающую роль, так как только сертифицированные неоправленные бриллианты могут быть проданы физическим лицам. Поэтому отечественная сертификация охватывает камни любых, даже самых маленьких размеров.

www.yakutiandiamonds.com

FM-Club - клуб московских FM-радиостанций
Яндекс.Метрика